Дата выхода: 13 июля 2008 г.
Автор: Ирина Чернявская
Совладелец группы компаний «Новые продукты» Виктор Гордеев о том, как заработать миллионы на слабом алкоголе.
Довольно долгое время компания, которая сегодня производит практически 40% всех слабоалкогольных напитков в Украине, была закрытой. Информации о том, кто основал бизнес, куда исчез водочный бренд «Старий друже», почему собственники отказались от названия компании «Алкотрейд», что за компании стоят «за спиной» производителя известной ТМ «Шейк», практически не было. В одном из своих первых интервью совладелец группы компаний «Новые продукты» Виктор Гордеев согласился открыть «занавес» и ответить на вопросы «Инвестгазеты».
Виктор, с чего начинался ваш бизнес?
Все произошло случайно. Один наш хороший знакомый предложил заняться алкогольным бизнесом: взять в аренду помещение, где была бы возможность организовать производство. Это показалось интересно. Те люди, которые сделали предложение, предоставили мне и моим партнерам расчеты, в соответствии с которыми этот бизнес должен был приносить хорошую прибыль. И тогда мы приняли решение об инвестировании в данный проект.
Как быстро вышли на прогнозируемые показатели?
Когда закончились заявленные в бизнес-плане сроки и когда были выплачены все запланированные суммы, никакой водки, к сожалению, так и не появилось. Мы были вынуждены вмешаться в проект.
Когда я впервые побывал в Жашкове, а именно там и шли работы по модернизации помещения и оборудования, то увидел удручающую картину. Несмотря на потраченные деньги, за полгода фактически мало что было сделано. Если бы в тот момент можно было просто вернуть вложенные средства, уверен – мы бы так и поступили. Поэтому все, что происходило потом, было сделано просто ради спасения сделанных инвестиций. Потребовалось много времени и еще больше денег, чтобы все, наконец, заработало. Так что на прогнозируемые показатели мы выходили очень долго.
Кто акционеры компании? И какой первоначальный капитал вложен в развитие бизнеса?
Это три иностранные компании. Что касается первоначального бизнес-плана, то он предполагал не такие уж большие инвестиции – около $200 тыс. Речь шла не о покупке, а об аренде 1 тыс. кв. м площадей на территории неработающего хлебозавода в Жашкове. Там стояла линия по розливу минеральной воды. Мы провели реконструкцию, небольшую модернизацию и начали производство водки «Старий друже». Однако в реальности времени и денег потребовалось значительно больше, чем заявлялось в бизнес-плане.
Со временем мы выкупили и модернизируем большую часть предприятия. А рядом с нуля построили новое здание – фактически новый, оснащенный современным оборудованием мирового уровня завод. Также на данный момент ведется активная работа по строительству и развитию дополнительных площадей, наращиванию мощностей уже существующего производства. Кстати, для установки, запуска нового оборудования и обучения персонала работе на нем мы всегда приглашаем представителей западных компаний, у которых закупаем это оборудование.
Как сегодня себя чувствует бренд «Старий друже»? На полках магазинов ваша водка встречается редко…
«Старий друже» стал нашей первой торговой маркой. С него началась история нашей компании. Благодаря ему мы получили бесценный опыт, пригодившийся нам в дальнейшем. Но на сегодняшний день этот бренд уже не является для нас приоритетным, а рынок водки стратегическим.
В таком случае не проще ли продать бренд?
Если будут серьезные предложения, мы их обязательно рассмотрим.
Раньше ваша компания называлась «Алкотрейд». Почему изменили название?
Я считаю, что название должно отражать характер деятельности. До тех пор пока производство и продажа алкоголя было единственным направлением в работе компании, оно было вполне уместным. В последние годы было принято решение развивать также и производство безалкогольных напитков, и имя «Алкотрейд» перестало соответствовать тому, что мы делаем и к чему стремимся. Новое имя («Новые продукты»), помимо того, что не ограничивает нас рамками только алкогольных напитков, еще и отражает наше стремление к инновативности, к созданию новых напитков, открытию новых вкусов, новых ниш.
Почему следующим шагом после водки стало производство именно готовых слабоалкогольных коктейлей? Откуда почерпнули идею?
Первоначально планировалось компенсировать сезонность продажи водки. И именно коктейли хорошо подходили на эту роль. Таким образом решалась задача равномерной загрузки производственных мощностей и дистрибуторских ресурсов. Кроме того, мы видели свободные ниши на этом рынке. Уж очень однообразным он был до нашего появления.
Вы работаете по лицензии таких компаний, как Red&Blue Beverages и King's Bridge Royal Distillery… Кроме того, что это ваши партнеры, никакой информации о них найти не удалось. Расскажите подробнее об этих компаниях.
Это американская и британская компании. Занимаются разработкой готовых коктейлей и других напитков. Такие компании не работают на конечного потребителя, поэтому не обязательно о них должно быть много информации. На профессиональном рынке они более известны.
Совместно с Red&Blue Beverages и King's Bridge Royal Distillery мы занимаемся разработкой вкусов, которые потом адаптируем под наших потребителей. Мы, кстати, сотрудничаем и с другими подобными компаниями.
Бренды тоже были придуманы этими компаниями?
Не совсем так. Наши бренды мы разрабатываем совместно.
Много времени потратили на разработку ТМ «Шейк»?
В общей сложности не менее двух лет.
Какие инвестиции были вложены в новое производство?
Если суммировать с 2001 года, около $20 млн. Причем только в этом году мы планируем потратить около $15 млн. на увеличение производственных мощностей и складских помещений.
За счет собственных или заемных средств развивается компания сегодня?
В основном за счет собственных, то есть средств акционеров. Есть и небольшая часть кредитных средств, но их доля совсем незначительна.
Сколько составила выручка компании в прошлом году?
Около 300 млн. грн. В этом году планируем, что она составит не менее 500 млн. грн.
Какой уровень прибыльности производства слабоалкогольных напитков?
Достаточно высокий.
Можете перечислить наиболее востребованные среди отечественных потребителей напитки?
Практически все напитки в нашем портфеле очень динамично развиваются. За последний год мы увеличили продажи на 50% в натуральном выражении и на 60% в деньгах. В последнее время коктейли Shake в натуральном выражении растут на 16-17% ежегодно. Но это едва ли не самые низкие показатели в нашем портфеле, так как этот бренд уже давно присутствует на рынке. Есть марки, которые за последние годы увеличивают продажи в разы, и мы не всегда успеваем за нами же сформированным спросом.
Практикуете производство напитков для других игроков?
Да, когда у нас освобождаются мощности, работаем с «Хортицей». Производим под заказ ее слабоалкогольные напитки «Ё». Кроме этого, достаточно долго и успешно сотрудничали с Coca-Cola, производили для них Burn. Также – водку для компании «Гетьман».
Какие планы относительно развития новых направлений?
Как я уже сказал, мы планируем дальнейшее развитие мощностей по производству безалкогольных напитков. Компания все время над чем-то работает, но запуск будет в следующем году. Скорее всего, выйдем с тремя-четырьмя новыми безалкогольными брендами.
Какими?
Пока могу сказать с полной уверенностью только одно: это на все 100% будут действительно инновационные и уникальные для нашего рынка продукты. А возможно, даже и для рынка всего постСНГ. На данный момент мы сконцентрированы на исследованиях потребительских предпочтений, моделей поведения и, в целом – отслеживании основных трендов как таковых.
Планируете продать слабоалкогольный бизнес?
Все зависит от предложения. В случае справедливой оценки мы готовы продать часть бизнеса или даже весь бизнес целиком. Хотя к настоящему моменту мы еще не исчерпали потенциал для роста и продавать бизнес сейчас, по нашему мнению, рановато.
Комментариев нет:
Отправить комментарий