суббота, 1 ноября 2008 г.

На подъеме

Отраслевые прогнозы 2009

Машиностроение

Итоги 2007 года в машиностроительном комплексе превзошли самые оптимистические ожидания. Украина вошла в пятерку стран по темпам роста промышленного производства в этой отрасли. Самым неожиданным, по словам экспертов, стало ускорение роста производства в машиностроении в октябре на 16,7% - до рекордных 48,3%. Аналитики объясняют это тем, что с начала осени увеличились поставки оборудования в Россию и страны СНГ, например, компаний «Лугансктепловоз» и «Турбоатом». По мнению финансового аналитика инвесткомпании Millennium Capital Алены Дегрик, вполне вероятно, что такие высокие темпы производства сохранятся и в 2008 году.

Активизации сделок по слиянию/поглощению в машиностроении эксперты не прогнозируют. Проявление отдельного интереса возможно со стороны российских инвесторов к небольшим предприятиям. Скорее всего, в 2008 году будет продолжаться «история» с приватизацией «Лугансктепловоза», считает экономист отдела инвестиционного консалтинга компании «Юпрас Капитал» Дарья Джерхоян.

В наступившем году возможна также приватизация крупнейших государственных предприятий отрасли - «Турбоатома» и «Электротяжмаша». Потенциальными покупателями этих компаний могут стать как национальные инвесторы - группа «Энергетический стандарт», так и зарубежные - «Сименс» и российский «Трансмашхолдинг». При этом эксперты сходятся во мнении, что западные бизнесмены смогут предложить за данные предприятия большую сумму.

Период с 2008-го по 2010 год рассматривается аналитиками ИК Millennium Capital как наиболее вероятный для публичного размещения акций национальных машиностроительных предприятий. Однако кризис ликвидности на мировом финансовом рынке и неготовность украинских эмитентов тормозят подготовку как публичных, так и частных размещений акций компаний машиностроительного комплекса страны.

В новом году украинский машиностроительный бизнес только начнет присматриваться к IPO, но это процесс не одного года, поэтому в 2008-м станет по крайней мере известно, какие компании все-таки рассматривают для себя такую возможность. Наиболее велика вероятность выйти на зарубежные фондовые площадки у «АвтоКрАЗа».

Автомобильная отрасль

Позитивная динамика продаж прошлого года сохранится и в 2008 году. Если в 2007 году рост сегмента иномарок без учета рынка автомобилей, произведенных в СНГ и в Украине, составил свыше 60%, то в новом году ключевые операторы-импортеры рассчитывают минимум на 30-40%-ный рост, что по сравнению со стагнирующей Европой весьма высокий результат.

Уже сегодня украинский автомобильный рынок находится на седьмом месте в Европе. Впереди только Германия, Россия, Франция, Италия, Великобритания и Испания. Среди этих стран наш регион развивается наиболее динамично. На фоне продаж в США местные продавцы, включая импортеров и производителей, могут похвастаться более чем 40%-ным ростом продаж.

Не менее важным фактором, который повлияет на работу компаний отрасли, в 2008 году может стать и возможное вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Присоединение к мировому торговому сообществу заставит пересмотреть существующие правила игры как автопроизводителей, так и импортеров. Однозначно, что в 2008 году будут изменяться правила игры на авторынке в сторону либерализации импорта автомобилей. Опыт Польши, к примеру, показывает, что со вступлением в ВТО рынок новых автомобилей может просто «сложиться». Иными словами, открытие каналов из Европы повлечет за собой увеличение ввоза автомобилей, бывших в употреблении. Для сравнения: после вступления в ВТО польский рынок новых автомобилей уменьшился более чем в три раза.

Вступление во Всемирную торговую организацию принесет Украине одновременно и негативные последствия. И прежде всего для автомобильных операторов ухудшение позиций марок местной сборки. И позитив - импортируемым маркам, которые рассчитывают на снижение таможенных пошлин.

Комментариев нет: